Первая доминанта в вашем кинотеатре

О контрапертурных акустических системах мы уже рассказывали. Эти колонки были разработаны двумя замечательными инженерами-акустиками — Александром Сергеевичем Гайдаровым и Алексеем Владимировичем Виноградовым. Кроме того, эта технология была запатентована и некоторое время назад молодая, но весьма амбициозная херсонская компания Dominion-Audio приобрела права для серийного производства контрапертурных АС. Результатом многолетней работы украинских инженеров стали две серии акустических систем для домашнего использования — Antic и Chorale (включающие в себя 23 модели АС и 16 видов подставок), а также серия Pro, предназначенная для озвучивания концертных площадок, выставок и т.д. Об одной из представительниц серии Chorale и пойдет речь в данном тестировании. Но прежде давайте попробуем разобраться в самой технологии и понять, как же устроены контрапертурные АС.

Звук — это волновой процесс, происходящий в воздушной среде, и для того, чтобы его услышать, необходимо эту среду возбудить. В традиционных АС колебания воздуха происходят благодаря работе диффузоров динамиков, причем излучение звуковых волн происходит только в одном направлении — к слушателю. Совершенно иной принцип используется в контрапертурной акустике. В данном случае, в сравнении со стандартными колонками, путем сталкивания двух скоростных противонаправленных потоков движения получается гораздо более эффективное возмущение воздушной среды. Благодаря этому КПД данных акустических систем гораздо выше, чем у корпусных АС. Если взять за основу природные условия то можно заметить, что у звучания большинства музыкальных инструментов, шума листвы, морского прибоя, проезжающего мимо автомобиля нет никакой направленности. Аналогично естественным условиям, звук контрапертурных АС распространяется по кругу, что позволяет слушать фонограммы, находясь практически в любой точке помещения, не привязываясь к одной конкретной точке прослушивания. Такого эффекта удалось добиться, разместив диффузоры динамиков горизонтально.
Если попробовать обобщить основные отличия контрапертурной акустики от традиционной, то можно отметить несколько ключевых моментов. Во-первых, контрапертурные системы гораздо быстрее преобразуют принудительные механические колебания в звуковые волновые колебания воздушной среды. Во-вторых, звуковое поле, формируемое этими АС, имеет более естественные характеристики. В-третьих, за счет изобретения особой конструкции акустических систем удалось уйти от ряда параметрических искажений широкоспектрального излучателя, например, таких, как влияние эффекта Доплера, фазовой неоднородности и интермодуляции бегущей и отраженной волны на диффузоре. В-четвертых, воздействие акустических недостатков помещения становится гораздо меньшим. И последнее — рандомизация (от слова Random — случайное совпадение фаз в верхнечастотной части сигнала) фазы верхнечастотного спектра и присутствие большого количества ранних отражений улучшают восприятие и разборчивость воспроизводимого аудиосигнала.
Что ж, пора перейти от абстрактных рассуждений к знакомству с одной моделью Dominion-Audio, а именно Chorale CH 105. Эта самая простая АС в этой серии, что в первую очередь отразилось на ее габаритах. Производитель рекомендует использовать эту АС в качестве громкоговорителя центрального канала в домашних кинотеатрах высокого класса совместно с моделью CH 205 (206), или как фронтальные или тыловые колонки в более простых системах. Именно такой комплект из пяти одинаковых CH 105 и было решено протестировать. Единственная сложность, которая может возникнуть при инсталляции, состоит в том, что отнюдь не маленькая высота АС (120 см) накладывает определенные ограничения на размещение — установить Chorale перед телевизором невозможно, она заслонит собой часть изображения. Поэтому напрашивается вариант с применением СН 105 в составе домашнего кинотеатра с проектором — в этом случае громкоговоритель центрального канала можно скрыть за экраном. Также возможен вариант с подвесом СН 105 под потолком.
Корпус колонки имеет круглое сечение диаметром 18 см и выполнен в виде "сэндвича" — внутренний слой из ДВП средней плотности, внешний — из пластика. В качестве демпфирующего материала использованы ватин и силиконовое волокно. Акустическое оформление — бас-рефлекс — порт фазоинвертора направлен вперед. Диффузор низкочастотного динамика выполнен из полипропилена, чувствительность составляет 91 дБ. В конструкции ВЧ-динамика применен алюминиевый купол, чувствительность "пищалки" 93 дБ. НЧ-громкоговоритель направлен вверх, буквально в пятнадцати сантиметрах над ним "нависает" ВЧ-динамик. Рабочий диапазон частот этой модели составляет 55-22000 Гц, номинальное сопротивление 5 Ом, сопротивление 91 Вт/дБ/м. Минимальная рекомендованная подводимая мощность усилителя — 50 Вт RMS. Для подключения акустического кабеля на задней панели предусмотрена пара позолоченных винтовых терминалов. Дизайн колонок своеобразен — внешний вид Chorale CH 105 напоминает нечто среднее между огнетушителем и макетом ракеты, сконструированной в кружке юных моделистов-конструкторов. Такой необычный облик накладывает определенные ограничения при инсталляции в жилом помещении. Скорее всего, эти АС будут хорошо смотреться в интерьере с обилием стекла и металла. Но в комнате с классической мебелью АС Chorale, по всей видимости, будут не к месту. Стандартный для этой серии цвет серый "металлик" по желанию покупателя может быть изменен на любой другой, вплоть до самой оригинальной расцветки. Корпус АС закреплен на двух вертикальных металлических трубах, которые, в свою очередь, опираются на массивное металлическое основание. Неоднозначное впечатление вызывает треугольник с тремя отверстиями в нижней части корпуса (как раз эта деталь и придает колонке сходство с ракетой). Если он используется в качестве декоративного элемента, то, на наш взгляд, это придает облику АС несерьезный характер. Если же это часть конструкции, то значительно лучше смотрелось бы обыкновенное ребро жесткости. Но это лишь наше субъективное мнение, вполне возможно, такое решение кому-то покажется интересным и оригинальным. Качество сборки внушает уважение — все детали подогнаны друг к другу так, что, как говорится, комар носа не подточит. Все попытки раскачать несущие трубы Chorale ни к чему не привели, колонка стояла как влитая. Для лучшей устойчивости на полу предусмотрены четыре регулируемых по высоте ножки.
Тот факт, что данная модель рекомендована для использования в недорогих системах, да и сама стоимость CH 105 ($185 за одну АС) изначально настроили на несерьезный лад. Но стоило только подключиться и начать прослушивание, как скептицизм сменился искренним удивлением. Несмотря на то, что в прошлый раз мы тестировали более дорогие колонки, впечатление, полученное от прослушивания Chorale, ничуть не меньшее. Поначалу снова непривычным показался звук, окружающий со всех сторон, но по прошествии двух-трех часов произошла полная адаптация к такой своеобразной подаче звукового материала. Последующее переключение на стандартные АС породило массу сомнений, в том числе и желание отказаться от использования традиционных колонок. Для этой модели характерно такое же открытое и вовлекающее звучание, как и у рассмотренных ранее Errol Lab. Неожиданно упругим и плотным было звучание низких частот. Иногда казалось, что нижняя граница находилась существенно ниже заявленных 55 Гц. Приятнее всего на Chorale было слушать акустическую и инструментальную музыку, а также саундтреки к "спокойным" кинофильмам. Но при воспроизведении более агрессивных жанров без поддержки сабвуфера обойтись не удалось. Сказывается пресловутая круговая диаграмма направленности — прямого звукового “удара” динамики этих АС обеспечить не могут. Зато достоверно передается средний и высокочастотный спектры. Благодаря этому даже хорошо знакомые фонограммы воспринимались совершенно по-новому. И можем с полной уверенностью сказать, что нам это действительно понравилось!

Илья ИВАНОВ

При тестировании были использованы DVD-проигрыватель Rotel RDV-995, SACD/CD-проигрыватель Sony SCD-XB790, AV-ресивер Rotel RSX-972, усилитель мощности Валанкон УМ-01, акустические и межблочные кабели NordOst BlueHeaven Rev.II, цифровой оптический кабель Daxx R07.

выводы

Столь необычные акустические системы — настоящая находка для любителей джазовой и инструментальной музыки. Не разочаруют они также тех, кто предпочитает "спокойное" кино "гремящим" и "бухающим" голливудским блокбастерам. Если же вы хотите на этих АС слушать боевики или тяжелый рок, то рекомендуем использовать в качестве фронтальных АС 205-ю или 206-ю модели, а СН 105 задействовать в качестве громкоговорителя центрального канала и тыловых АС. Только позаботьтесь о соответствующем интерьере, подав на них не менее 80 Вт на канал.

Related posts

Leave a Comment