Последние из могикан

Кинескопные телевизоры, которым, казалось бы, совсем недавно не было альтернативы, постепенно становятся анахронизмом. Неизвестно, сколько времени еще пройдет, пока электронно-лучевые трубки будут окончательно вытеснены плазменными и жидкокристаллическими дисплеями, но что все будет именно так, с каждым годом становится все более очевидно. Таким же необратимым был процесс тотальной замены черно-белых «ящиков» цветными.


На сегодня аргументом в пользу старых добрых телевизоров с ЭЛТ остается их сравнительно невысокая стоимость. Однако, если проследить динамику снижения цен на «плазму» с момента ее появления на рынке (особенно на фоне стремительного качественного взлета за последние пару лет), станет ясно, что будущее… нет, не обязательно за такими мониторами: сейчас они на пике, но на пятки уже наступает технология жидких кристаллов. Скорее всего, рано или поздно светодиодные дисплеи вытеснят все остальное – кроме, конечно, проекционных систем. Но это уже особая территория, где действуют свои законы. И именно здесь, в царстве больших экранов, электронно-лучевая технология, воплощенная в «трехглазых» громадах CRT-проекторов, наверное, сохранит за собой почетное место ветерана-льготника, уступив главное место на рынке более молодым и рьяным – DLP, DILA (LCoS), LCD (последнее, однако, под большим вопросом). Да, здесь, но не в телевизорах. Кинескопные модели показывают, как показывали и десять, и двадцать лет назад, – весьма неплохо, но удручающе громоздкие габариты их корпусов (особенно глубина) данным обстоятельством уже не оправдаешь: «плазма» догнала и, похоже, перегнала их по качеству изображения. При этом плазменная панель плоская, а площадь ее экрана может быть ощутимо больше: 42’’ – 65’’ против 36’’!
Привлекательность электронно-лучевой технологии, в основном, – в непрерывности беспиксельного растра, создаваемого тщательно сведенным и настроенным CRT-проектором при наличии скейлера / преобразователя развертки. Но все это, опять же, из области проекционных систем. В телевизоре же, кинескоп которого содержит маску с триадами RGB, растр фактически состоит из пикселей, а его разрешение жестко задано структурой маски. Поэтому многие артефакты, присущие пиксельным дисплеям, заметны и в кинескопном телевизоре. В частности, зубчатость наклонных линий. Впрочем, при размерах экрана не более 21’’ все кажется практически идеальным, только вот сам размерчик по нашим временам подходит в лучшем случае для кухни.
Пожалуй, звездным часом в развитии кинескопных телевизоров был переход на темные кинескопы (такие, как Black Trinitron). Но это было давно. Из более поздних кардинальных завоеваний отметим кадровую развертку 100 Гц, положившую конец раздражающему мерцанию экрана. Остальные достижения последних лет, включая цифровую обработку видеосигнала с использованием интерполяционных и адаптивных алгоритмов, преобразование развертки из чересстрочной в прогрессивную с удвоением строк и компенсацией движений и т.п., несомненно, также внесли свою лепту в борьбе за качество изображения, но все же их вклад в гораздо большей степени ощутим в тех же проекционных системах или хотя бы в фиксированных дисплеях большего размера – плазменных панелях. В кинескопных же телевизорах они лишь более или менее успешно компенсируют увеличение заметности артефактов при переходе с «кухонного» 21-дюймового экрана к более солидному размеру – скажем, 32’’.
Вообще, иногда возникает чувство, что современные «кинескопники», несмотря на оснащенность прогрессивными технологиями, входами для качественного видеосигнала и разнообразными сервисными функциями, в основном производятся по «остаточному принципу». Новейшие технологические приемы, разработанные для плазменных дисплеев и проекторов, а позже адаптированные для электронно-лучевых агрегатов, демонстрируют, как правило, менее впечатляющие результаты, да и вмешательство «цифры» в аналоговый механизм модуляции электронного луча, несмотря на безусловно положительный результат, часто оставляет впечатление некоторой небрежности, недоведенности. Может быть, просто сама технология давно достигла своего «потолка». А скорее всего, производители не считают нужным вкладывать в разработку неперспективной продукции слишком много сил и средств.
И, тем не менее, кинескопные ТВ пока что продают и покупают. Ведь не всем нужен большой экран, и не всегда – тонкий корпус. Тем более – за весьма и весьма большие деньги. Да и сила привычки часто сказывается: очень многие боятся нового, предпочитая обычный телевизор новой технике хотя бы потому, что он не устареет морально через каких-нибудь полгода, как это зачастую происходит с теми же PDP- или LCD-телевизорами и прочими «горячими новинками», имеющими тенденцию к быстрому «остыванию».

Related posts

Leave a Comment