Реалистичное кино

В данной статье мы расскажем вам о наиболее распространенных типах проводной передачи аналогового видеосигнала. Эта информация не только поможет составить начинающему пользователю некую целостную картину по данному вопросу, но и, что намного важнее, — задействовать весь потенциал своего видеооборудования, а также избежать проблем, связанных с несовместимостью аппаратов. Помимо рассказа о форматах передачи сигнала, мы решили опубликовать наиболее часто задаваемые вопросы по этой тематике. Разумеется, с ответами на них.

Несмотря на достаточно большое количество способов доставки аналогового видеосигнала от источника до устройства отображения/обработки, общим для них всех является применяемый тип кабеля, обладающий коаксиальной схемой расположения сигнального проводника относительно экрана и волновым сопротивлением 75 Ом. Существует множество разновидностей практической реализации описанной конструкции. Так, сам сигнальный проводник может представлять из себя моножилу либо являться многожильным. Обширен и список применяемых материалов. Например, проводник может изготавливаться из бескислородной меди (OFC — Oxygen Free Copper) либо какого-то металлического сплава, а то и вообще из композита на основе углеродных материалов, вроде графита. Для создания же изоляции используется широкая гамма полимеров — от полиэтилена до поливинилхлорида. А если прибавить сюда различное количество слоев экрана и все его разновидности, то мы получим огромное количество кабелей, схожих между собой лишь по концепции построения ("коаксиал" с волновым сопротивлением 75 Ом).
Каждый производитель ищет свои пути достижения единственной цели — чтобы кабель как можно меньше влиял на видеосигнал, донося его в исходном виде. Что для этого нужно? Защитить проводник от внешних наводок, а также минимизировать затухание сигнала при большой длине кабеля путем получения максимально линейной структуры проводника. Кто-то пытается добиться высоких показателей, тщательно рассчитывая конструкцию, а кто-то уповает на экзотические материалы, которые часто хоть и дают выигрыш в качестве, но и на конечную цену влияют ощутимо, из-за чего та часто взлетает до совершенно абсурдных высот. Ну, да не будем касаться цен, ибо это уж очень щекотливая тема. Лучше приступим непосредственно к описанию типов передачи аналогового видеосигнала (о цифровых же интерфейсах, скорее всего, будет написана отдельная статья).
Composite (CVBS)
Называется он так не случайно, поскольку все составляющие видеосигнала в данном случае действительно передаются в виде композита, единым потоком, по одному-единственному коаксиальному кабелю. Удобство подключения и невысокая цена — вот основные преимущества такого способа коммутации. Недостатки? Всего один, зато существенный: очень скромные по сегодняшним меркам качественные показатели. Во времена VHS и небольших телевизоров композитный способ передачи сигнала действительно был актуален, поскольку для нужд VHS, обеспечивающего четкость изображения чуть более 200 ТВЛ, его хватало с лихвой. Но с приходом доступных по цене проигрывателей DVD и спутникового телевидения "композит" стал самым слабым звеном в видеотракте, не позволяя даже наполовину реализовать потенциал новых цифровых форматов.
Тем не менее, до сих пор встречается множество ситуаций, когда композитного подключения оказывается более чем достаточно. Например, вывод экранного меню AV-ресивера или изображения с караоке-приставки. И, разумеется, нет смысла отказываться от такого способа коммутации, если ваш телевизор имеет диагональ до 21". Во всех остальных случаях стоит задуматься о более качественных “трассах” для видеосигнала.
Composite video может быть реализован как в виде отдельного кабеля с разъемами RCA (в простонародье — "тюльпанами") на концах, так и присутствовать в SCART.

S-Video (Y/C)
Эта разновидность передачи видеосигнала находится на полступеньки выше примитивного "композита", хотя никаких совсем уж кардинальных улучшений по сравнению с последним и не дает. При переходе с Composite-video на S-Video можно заметить, что изображение стало немного четче и стабильнее, плюс совсем чуть-чуть улучшилась цветопередача. Однако во многих случаях разница между композитным и S-Video-сигналами может вообще отсутствовать. Так что и в случае с S-Video нельзя говорить о реализации потенциала формата DVD, даже при наличии качественного DVD-проигрывателя и хорошего устройства отображения (большого ТВ, плазменной панели или проектора).
Передача сигнала S-Video осуществляется по двум коаксиальным кабелям (они обычно запрятаны в общую оболочку, так что выглядят единым кабелем), по одному из которых идет сигнал яркости (Y), а по другому объединенные сигналы цветности (С). Как и в случае с композитным, передача S-Video может быть организована как по независимому каналу, состоящему из двойного коаксиального кабеля с 4-контактными DIN-разъемами на концах, так и по SCART.
Как выглядят терминалы Composite video и S-Video можно увидеть на рис. 2.

Component video (Y/Cb/Cr или Y/Pb/Pr)
По сравнению с композитным или S-Video, компонентный способ передачи видеосигнала позволяет получить намного более качественное изображение буквально по всем параметрам, основными из которых являются четкость, стабильность (отсутствие подергиваний кадра) и цветопередача (как в целом, так и с точки зрения точности прорисовки цветовых переходов). Более того, компонентный сигнал бывает не только с чересстрочным, но и с прогрессивным сканированием, которое позволит нивелировать "эффект лесенки" (ступенчатое отображение наклонных линий). В данном случае все составляющие сигнала передаются по трем независимым коаксиальным кабелям в виде довольно сложного "коктейля". По одному "коаксиалу" идет сигнал в соотношении 0,299R + 0,5876G + 0,114В, по второму "красный минус яркость", по третьему "синий минус яркость". Именно за счет такого вычитания потенциалов компонентный сигнал получил еще одно название: цветоразностный.
Компонентное соединение имеет только один общепринятый форм-фактор: три независимых кабеля с разъемами RCA или BNC на концах (рис. 1) и соответствующими гнездами на аппаратах (рис. 3). При использовании компонентного подключения DVD-проигрывателя к источнику отображения можно быть уверенным: данный вид коммутации уже не будет являться "бутылочным горлышком" в видеотракте вашей системы, он позволит оценить всю красоту изображения с DVD.

RGBS
Именно так и называется привычный сигнал RGB, передача которого происходит обычно посредством SCART. Расшифровывается эта аббревиатура очень просто: Red Green Blue Sync — это три первичных цвета (красный, зеленый, синий), из которых и формируются все остальные, а также синхронизация. RGBS позволяет донести сигнал с минимальными потерями, а значит — получить очень реалистичное, четкое и чистое изображение. Кстати, помимо SCART, можно встретить RGBS и в виде четырех отдельных кабелей с разъемами RCA или BNC либо комбинированного кабеля, с одной стороны которого будет SCART, а с другой четыре независимых "коаксиала" RGBS. Такой кабель исключительно удобен для подключения плазменной панели к DVD-проигрывателю с выходом SCART (RGB).

RGBHV
Наконец, мы добрались до самого высококачественного способа передачи аналогового видеосигнала. В его основе лежит та же схема с раздельной передачей первичных цветов (RGB), однако сигнал синхронизации в данном случае двойной: вертикальная синхронизация и горизонтальная. И расшифровывается RGBHV не иначе как Red Green Blue H-Sync V-Sync.
Столь обстоятельный подход к передаче сигнала позволяет точнейшим образом согласовать все три первичных цвета, обеспечив на экране идеально стабильное и четкое изображение с практически безупречной цветопередачей. В подтверждение этих слов приведем пример: изображение на экране монитора компьютера практически безупречно (оценить его можно при наличии хорошего монитора, разумеется). А ведь именно RGBHV является залогом столь высокого качества, ведь 15-пиновый выход D-Sub (VGA), изображенный на рис. 4, фактически является тем же RGBHV, только с дополнительными каналами для передачи служебной информации от системного блока до монитора. Для пущей наглядности посмотрите на существующие кабели D-Sub — 5 BNC. Эти пять кабелей с разъемами BNC и есть RGBHV.
Встретить RGBHV в SCART уже нельзя, ибо он обычно применяется в профессиональном оборудовании либо в высококлассной бытовой AV-технике. Сигнал каждого канала RGBHV необходимо обеспечить хорошим экранированием, поэтому SCART с его затянутыми в плотный пучок проводниками просто не годится. Так что для этой цели подойдут либо пять отдельных коаксиальных кабелей, либо, в крайнем случае, кабель D-Sub.SCART
Это не разновидность видеосигнала, а многожильный кабель с 21-контактным разъемом на концах (рис. 6). С точки зрения удобства коммутации бытовой аппаратуры, это превосходный вариант, ведь разом могут передаваться и композитный видеосигнал, и S-Video, и RGBS, и стереозвук. Причем все это — в обоих направлениях. Однако само по себе наличие разъема SCART в телевизоре не гарантирует всех этих благ, нужно тщательно изучить инструкцию к конкретному аппарату. Но знайте: если это телевизор с экраном 14 — 21", то, кроме композитного видеовхода/выхода и аудиовхода/выхода, там, скорее всего, ничего не будет, ибо S-Video и RGBS встречаются в телевизорах с большей диагональю (25" и более). Что же касается современных DVD-проигрывателей, то обычно на выходе их "скартов" есть все три типа видеосигнала, даже если проигрыватель стоит $100. Однако перед покупкой лучше все же почитать инструкцию к аппарату.

Илья СУХАНОВ

Related posts

Leave a Comment