Технологии будущего в автомобилях – дополненная реальность

Устройства, использующие технологии дополненной реальности в последнее время активно входят в нашу жизнь. Сегодня мы поговорим о дополненной реальности в автомобилях.
Дополненная реальность (augmented reality, AR) — это дополнение физического мира цифровыми данными в режиме реального времени при помощи компьютерных устройств. Изобретение термина «дополненная реальность» в 1990 году приписывается Томасу Коделлу (Thomas Caudell), бывшему исследователем компании Boeing. А сама идея, по некоторым данным, позаимствована у военных ещё в середине прошлого века.
Но вернёмся к автомобилям. Апрель нынешнего года выдался «урожайным» на новости. Совсем недавно немецкий производитель автомобилей BMW представил концепт-кар Vision Future Luxury.

Главной особенностью машины стал дисплей с дополненной реальностью, который в реальном времени проецирует для водителя различную информацию об окружающей среде. Данные отображаются на лобовом стекле, что позволяет водителю узнавать о дорожных знаках, зданиях или предстоящих опасностях, не отрывая взгляда от дороги.
Для переднего пассажира в BMW Vision Future Luxury предусмотрен отдельный дисплей, соединенный с водительским с помощью сенсорной панели. Это позволяет водителю и пассажиру обмениваться информацией, просто проведя пальцем по панели.

В спинках задних сидений также есть два дисплея и съёмный планшет управления с сенсорным экраном для пассажиров. Дисплеи обоих рядов соединены между собой и подключены к услугам BMW ConnectedDrive. На дисплеях может наглядно отображаться любая информация, например, данные о поездке (скорость, время поездки и т. д.). Режим отображения настраивается.

Чуть раньше похожую новинку представила британская компания Land Rover.

Главное различие между двумя проектами в том, что разработка Land Rover делает «прозрачным» капот автомобиля, тем самым показывая водителю, что находится под передней частью транспортного средства. Это позволит водителю лучше контролировать преодоление препятствий в трудных дорожных ситуациях, для которых подходят внедорожники. Технология, получившая название Discovery Vision, стала доступна благодаря установке камер на решётке радиатора автомобиля, транслирующих изображение на лобовое стекло. По словам разработчиков, такие черты приобретут автомобили бренда уже в 2015 году.

Между тем ещё в августе прошлого года немецкая компания Metaio в сотрудничестве с Audi AG объявила о выпуске приложения Audi A3 eKurzinfo.

Приложение распознаёт более 300 элементов автомобиля, начиная от бортового компьютера внутри салона и заканчивая частями двигателя под капотом. Для того чтобы получить информацию о том или ином элементе, достаточно включить на своём смартфоне или планшете приложение eKurzinfo и навести объектив камеры на нужную точку. После этого программа выдаст описание элемента и даст подсказки по устранению возможных неисправностей. Приложение доступно для устройств на базе iOS и Android.

Ещё один способ использования дополненной реальности в автомобилях также в 2013 году предложила компания Pioneer. Она выпустила проекционный дисплей NavGate (NavGate head-up display — HUD) для автомобильной навигации с помощью смартфона.

Pioneer NavGate HUD создаёт виртуальный эквивалент 30-дюймового экрана, расположенного в трёх метрах перед водителем. Дисплей крепится к солнцезащитному козырьку перед водительским сиденьем и проецирует данные о движении и маршруте на полупрозрачный экран чуть выше линии горизонта, позволяя водителю следить за навигацией, не отрывая взгляда от дороги.

NavGate HUD совместим с приложениями CoPilot и iGO primo от NNG, он воспроизводит навигационные инструкции, показывает информацию о достопримечательностях и сообщает о ситуации на дорогах. В комплектацию NavGate HUD входит пульт дистанционного управления. Устройство есть в продаже на территории России. Кстати, похожее навигационное решение есть и у компании Garmin.
Где ещё нам может пригодиться дополненная реальность? Предположим, вы едете по узкой дороге, а перед вами плетётся огромная фура и загораживает обзор. Сталкивались с такой ситуацией? Наверняка. Профессор Мишель Феррейра (Michel Ferreira) со своей командой из Португальского университета придумал решение этой проблемы. Их изобретение заключается в том, что водители смогут смотреть сквозь впереди движущееся транспортное средство. Создатели назвали свою систему «See-Through System».

В этой разработке используется система камер на автомобилях. Распознав заднюю сторону автомобиля за лобовым стеклом, система показывает на нём своего рода виртуальный дисплей, в котором водитель видит картинку с камеры на этом автомобиле. Конечно, для работы системы необходимо, чтобы на всех (или, по крайней мере, большинстве) автомобилей на дорогах были установлены камеры и они умели «общаться» друг с другом по беспроводному соединению (здесь использована технология DSRC). Но, по мнению португальских учёных, это уже не за горами.
Сейчас в системе используется лёгкий головной дисплей, который должен надеть водитель, однако разработчики убеждены, что со временем эта технология может быть встроена в лобовое стекло автомобиля. Впрочем, у STS есть довольно серьёзный минус: при большой скорости движения видеокадр может слегка запаздывать. Так, при движении на скорости 90 км/ч запаздывание составляет 200 миллисекунд.

В Mercedes-Benz также занимаются исследованиями в области дополненной реальности на протяжении последних лет. В 2012 году был разработан концепт DICE (Dynamic & Intuitive Control Experience, динамический и интуитивный контроль), который была представлен на выставке CES 2012.

Идея заключалась в том, чтобы визуально показывать водителю информацию из окружающей среды на лобовом стекле и создавать при этом сеть. Водитель может получать информацию об интересных местах, мимо которых проезжает, просто указывая на них, а когда мимо проезжают друзья, над их машиной появляется иконка и последний статус из социальной сети. Но пока ещё идея до конца не реализована.

Осенью 2013 года на выставке InsideAR в Мюнхене Mercedes представил прототип другой информационно-развлекательной системы дополненной реальности.

В ней не используется проецирование на лобовое стекло, всё выполнено в формате монитора в приборной панели. Для слежения за дорожной ситуацией используется GPS, акселерометр и компас. Кроме того, на водительском сиденье сзади есть ещё один монитор для задних пассажиров, сенсорный. На нём можно осуществлять дополнительные операции, например, получать информацию об объектах.

Кстати, о пассажирах. Ещё в 2001 году на выставке в Брюсселе Toyota продемонстрировала концепт «Окно в мир» (Window to the World), который представляет собой систему дополненной реальности, проецируемую на окна автомобиля.

Причём, это не просто проекция, а интерактивная система, которая позволяет находящимся в машине людям получать различную дополнительную информацию об окружающем мире. Например, система может отобразить дистанцию до объектов, которые вы видите в окне, перевести таблички и указатели, и даже визуально приблизить выбранный участок.

Ещё один концепт автомобильных окон с дополненной реальностью был разработан научно-исследовательской лабораторией General Motors совместно с сотрудниками и студентами израильской академии художеств Бецалель. Проект получил название Windows of Opportunity (WOO).

Его цель — сделать такие интерактивные дисплеи, которые бы «стимулировали любопытство, позволяли получить новые знания и укрепляли связь пассажиров с внешним миром». В результате были предложены приложения, позволяющие узнать больше об окружающей местности или рисовать на стекле пальцем. Можно также обмениваться музыкой и сообщениями с другими участниками дорожного движения и многое другое. Например, если пассажирам не нравится пейзаж за окном, они могут переключиться на машину, которая проезжает по более интересным или живописным местам.
Для демонстрации работы приложений был построен полноразмерный прототип части автомобиля с задним сиденьем и окном, а для превращения последнего в мультитач дисплей использовалась технология оптических датчиков и датчиков движения, разработанная компанией EyeClick. На данный момент ни одно из представленных в проекте приложений не используется в производстве автомобилей GM, но, возможно, в будущем такие системы для пассажиров станут одной из опций поставки.

Что ж, впереди нас ждёт много интересного, и мы вам об этом обязательно расскажем.

Related posts

Leave a Comment