Перcпективы профессии

Прогресс – как флюгер, постоянно меняет свое направление. Начало двадцатого века прошло под знаком авиации – за каких-то пятьдесят лет самолёт проделал путь от этажерки из реек и ткани до реактивного истребителя. Проделал – и уступил желтую майку лидера ракетным технологиям и атому. Когда между стартами в Пенемюнде и выходом человека в космос проходит меньше двадцати лет, легко поверить, что еще лет через двадцать до звезд будет подать рукой. Однако у будущего на нас свои планы, и до звезд сегодня столь же далеко, как сорок лет назад. Электроника приняла пальму первенства, и пока не собирается выпускать ее из рук, радуя нас ростом числа гигагерц и гигабайт на квадратный метр рабочего стола, но какого-то коренного прорыва – вроде искусственного интеллекта, виртуальной реальности или более-менее толкового андроида – в ближайшее время не ожидается. Вполне возможно, все это останется там, где ранее уже обосновались фотонные звездолеты и братья по разуму – на страницах фантастических книг. Зато побочное следствие прогресса микроэлектроники – Сеть – меняет наш мир уже сейчас. Меняет, и меняется вместе с ним.
 
Прогресс отменил множество профессий. Кто сейчас вспомнит, чем занимались, например, шорники? Автомобилям не нужна упряжь, и шорники вымерли как класс, а из каретных мастерских выжили лишь те, кто вовремя сообразил ставить на свои кабриолеты двигатель внутреннего сгорания. Или вот еще пример – в начале прошлого столетия одежду предпочитали шить на заказ у портных, а магазины готового платья были редкостью. Сегодня, с развитием массового производства, мы и думать забыли про ателье, тем более, что в них не бывает скидок. Похожая участь ожидает и отрасль производства сайтов. Время кустарей-одиночек и маленьких интернет-ателье неизбежно проходит, открывая дорогу массовому производству и готовым решениям. Как это скажется на основных веб-профессиях? Любопытный вопрос, учитывая, что многие из читающих эти строки связаны с Сетью напрямую.
 
 
Веб-программисты
Не так давно мы считали, что веб-проект без веб-программиста невозможен. Дизайн … что ж, веб-проект может существовать и без красивого дизайна; и многие контент-проекты не стесняются это демонстрировать. Верстка? Язык HTML прост, и даже дополнение в виде таблиц стилей не слишком его усложнило. Но представить себе веб-разработку без веб-программирования?
 
 
Оказывается, все достаточно просто. Сперва создаем в системе управления контентом библиотеку стандартных веб-сервисов: лент новостей, форумов, опросов и голосований, блогов и пр. А потом добавляем к ней графический интерфейс, скажем, на столь популярном ныне AJAX. Готово. Теперь, чтобы добавить на страничку блок новостей, пользователю вовсе не обязательно знать свойства и методы класса новостей, иметь понятие об объектном программировании, программировать на PHP. Перетащил в редакторе нужный блок, связал его с формой для редактирования новостей – готово! Разумеется, ничего кардинально нового таким образом не создашь – с другой стороны, 95 % пользователей вполне устраивают стандартные решения.
И приведенный выше пример давно уже не является фантастикой. Возможности современных систем управления контентом растут, интерфейс приводится к стандарту WYSIWYG, а цена на коммерческие решения падает. Еще год, от силы два — и программист-одиночка окажется попросту не востребован. Конечно, как альтернатива коммерческим системам всегда будут существовать бесплатные открытые CMS – но «бесплатность» последних в глазах заказчика окажется весьма сомнительной, если «в нагрузку» к ней пойдет оплата труда программиста. При таком развитии событий для веб-программистов останутся две возможные ниши – разработка сложных и необычных веб-проектов, а также работа в командах, разрабатывающих CMS. Ниши небольшие, и предъявляющие высокие требования к специалистам. Всем прочим, в ниши не попавшим, придется сменить профессию.
 
 
Веб-дизайнеры
Принцип массового производства скоро доберется и до отрасли веб-дизайна. То же самое правило «95-ти процентов» действует и здесь: большинство заказчиков с радостью согласятся на готовый дизайн, если он обойдется им дешевле индивидуальной разработки. Тем более, если предложить им выбор из десятков, сотен готовых макетов. Пока эта тенденция не охватила Рунет, а цены на зарубежных сервисах? вроде templatemonster.com еще кусаются (если говорить об уникальных макетах), но рано или поздно ситуация изменится.
Безусловно, останется потребность в индивидуальном дизайне эксклюзивных проектов с крупным бюджетом, и в дизайнерах-профессионалах, готовых выполнить заказ высшей категории сложности. Остальным придется переключиться на поточное производство дизайн-макетов для стандартных веб-сайтов, и на доработку их под нужды клиента. Впрочем, технический прогресс может добавить красок в эту двухцветную картину. В настоящее время  подавляющее большинство сайтов Сети рассчитаны на двухмерное отображение. Третье измерение на экране не находит широкой популярности, хотя попытки штурма этой задачи и не прекращаются. Классические очки-дисплеи и очки с жидкокристаллическими заслонками-затворами, 3D-клиенты, VRML и многое еще – чего только не придумают люди, чтобы превратить скучную плоскость монитора в окно в трехмерие. Все эти идеи вроде и работают, но их распространение идет не столь быстрыми темпами, как хотелось бы. Хотя некоторые знаковые события, как появление офиса Intel и ряда других компаний в Second Life, внушают определенные надежды.
Широкое распространение 3D-стандартов в Сети откроет совершенно новое направление в веб-дизайне, и не только в нем. Создание 3D-сайтов сделает востребованными профессии web-3D-программиста  и web-3D-верстальщика. Развитие этого направления надолго отсрочит тотальную индустриализацию отрасли веб-разработки – разумеется, в том случае, если 3D-Web все-таки получит распространение.
 
HTML-верстальщики
Но все же сильнее всего развитие веб-технологий и рынка систем разработки веб-сайтов ударит по профессии HTML-верстальщика. Простота HTML-кода позволяет легко создавать визуальные редакторы, в том числе и работающие онлайн. Работа, проводимая концерном W3C, также приносит свои плоды, и реализация языка разметки в различных браузерах почти уже не отличается друг от друга (отдельные, периодически вылезающие баги не в счет).
И пусть ни один визуальный редактор не сравнится по гибкости с верстальщиком-человеком, но на сцену опять выходят пресловутые «запросы большинства» — а зачем большинству нужна эта гибкость? Большинству заказчиков вполне достаточно двухколоночного (трехколоночного) макета; а уж содержание колонок вполне способна ввести и секретарша, благо визуальные HTML-редакторы достаточно сильно напоминают упрощенную версию «редактора всех-времен-и-народов» Microsoft Word.
Студиям, работающим над эксклюзивными заказами, верстальщики, конечно же, будут нужны еще долго — но сколько их, этих вакансий? А что касается изготовления шаблонов страниц – так трех десятков универсальных HTML-шаблонов вполне достаточно на все случаи нашей стандартизованной и офранчайзенной жизни. Куда податься бедному верстальщику? Разве что в поисковые оптимизаторы.
 
 
Поисковые оптимизаторы
Впрочем, не факт, что в мире будущего последним придется лучше. С одной стороны,  потребность в этой профессии возрастает, вроде бы, с каждым годом. Как еще заявить о себе в девятом вале сайтов, захлестывающем Сеть? А постоянно меняющиеся алгоритмы и правила работы поисковых систем требуют живого человеческого участия в борьбе с ними. Автоматизация здесь возможна лишь на уровне вспомогательных инструментов, не более.
С другой стороны … Кто такой поисковый оптимизатор по сути? Увы, ближе всего он к обыкновенному спамеру. Оптимизатор берет сайт и … заказчик ведь не платит за саму поисковую оптимизацию? Он платит за результат: «В первой десятке Яндекса», «В первой пятерке Гугла», и т.д. Вот оптимизатор и старается, добавляя в наши результаты поиска ссылки, которых там быть по большому счету не должно. И когда мы видим в первой десятке результатов поискового запроса вместо искомого совершеннейшую ерунду и заказуху, не стоит сразу бранить «дурацкий» поисковик.
Обычный спамер отнимает у всех нас понемногу внимания и траффика. Неприятно, но не смертельно. Оптимизатор, помимо этого, отнимает деньги у поисковой системы. А последняя уже – вполне организованная сила, которая может и хочет бороться за свои прибыли. Как косвенные – за счет улучшения работы поиска, так и прямые — кто сказал, что поисковики не хотели бы сами получать те деньги, которые сейчас получают оптимизаторы? Контекстная реклама была хорошим ходом в этом направлении – но не окончательным решением проблемы. Кто знает, какая идея родится у аналитиков поисковых систем завтра? Плохо то, что в этой непрекращающейся схватке оптимизаторы изначально в положении догоняющих. Они вынуждены постоянно реагировать на нововведения поисковиков, и никто не даст гарантии, что однажды они не проиграют эту войну полностью.
 
Вместо послесловия
Кому-то этот прогноз может показаться слишком мрачным. Что ж, рассуждая о перспективах, которые ждут уже привычные веб-профессии в будущем, я почти ни слова не сказал о тех профессиях, которые, возможно, появятся в Сети уже завтра. А они, скорее всего, появятся – Сеть растет, меняется, развивается удивительно быстрыми темпами. С одной стороны, такие «вероятностные» профессии – тема для отдельной статьи, с другой – хороший повод задуматься о собственном будущем. Ведь если мы не подумаем о нем сами – кто это сделает за нас?
 
От редакции
 
На самом деле ситуация выглядит не совсем так, как её обрисовал автор. Дело в том, что работа в WWW не мыслима без постоянного совершенства. Не существует идеальных технологий и уж тем более, не существует идеальных сотрудников. Человек который работает в глобальной сети должен постоянно изучать интернет на предмет новых течений, большая часть которых умирает, практически не развиваясь. Автор упоминает VRML сайты, а между тем эти компоненты почти не используются в сети.
 
Относительно вэб-программистов можно долго рассуждать. Но правда только в том, что использование коммерческих CMS в один прекрасный день обязательно приведёт ваш сайт к краху. А всё потому, что надо чаще ходить на сайты вроде www.void.ru и http://bugtraq.ru/ . Уверяем, пропадёт всякое желание идти на какой либо коммерческий CMS движок. HTML-верстальщик, который в своей работе будет использовать Microsoft Word это не верстальщик, а мусорщик. Конечному пользователю исключительно наплевать, каким образом сделан тот или иной сайт. Но если страница будет долго загружаться, а текст будет ползать в колонках, то пользователь просто уйдёт и скорее всего никогда не придёт. А между тем, использование «что вижу, то получу» приводит именно к таким последствиям. Не стоит также забывать о существовании кучи броузеров, которые работают на разных «движках» и не всегда нормально воспринимают «нестандартные» тэги, которые придумывают компании… производящие броузеры. Здорово, правда?
 
 И наконец, самая «щекотливая» тема последних лет – SEO и всё, что с ним связано. Поисковая оптимизация, это игра и все правила в этой игре действительно строят создатели поисковых машин. На самом деле правило одно и оно очень простое – запрещается как либо «обманывать» поисковый механизм для улучшения позиций ресурса. Алгоритм работы «поисковика» заключается не только в «ранжировании» (расположении) сайтов в Top 10, а ещё и в массе других, не менее полезных, но внешне не видных задач. Не существует универсального способа продвижения сайтов, для каждого этот способ разрабатывается вручную и «машина» или менеджер из «вставить название поискового робота» не смогут учесть всё. Кстати, на текущий момент, «Яндекс» берёт деньги за подобную услугу и очень большие деньги. Резюмируя, остаётся добавить главное – если вы не совершенствуете свои навыки, если вы не читаете литературу по «теме», если вы не знаете, как работает «система», то как специалист вы уже ничего не можете. Это касается не только WWW, это касается любой профессии. А для тех, кто надеется «сэкономить» и освоить навыки работы в любой из перечисленных отраслей, мы желаем удачи в этом нелёгком деле. Что бы ни у кого не осталось вопросов, приведём сводку зарплат вэб-разработчиков, указанных в обзоре.
 
Вэб-программист, PHP+MySQL – от 40 тысяч рублей в месяц.
Вэб-дизайнер – от 50 тысяч рублей в месяц
HTML верстальщик – от 30 тысяч рублей в месяц
SEO специалист – от 50 тысяч рублей в месяц
 

Related posts

Leave a Comment