Джеймс Дайсон — человек и пылесос

Начало пути и семья

Вращение, шарики, ролики, тому подобные вещицы и явления были ключевыми элементами в его плодотворной творческой жизни. Cэр Джеймс Дайсон (Sir James Dyson), настоящий рыцарь Объединенного королевства, наиболее всего известен как выдающий английский индустриальный дизайнер.

Он был рожден с графстве Норфолк в Англии (Norfolk, England) 2 мая 1947 года. Джеймс – один из трех несчастных детей в семье, чей отец в 1956 г., когда сыну было лишь 9 лет, скончался от рака печени.

Начальное образование ему удалось получить в школе Грэшем (Gresham’s School), там же в Норфолке, где он провел 10 лет — с 1956 по 1965 г. – до своего девятнадцатилетия.

В школе он сумел отличиться: стал самым лучшим бегуном на длинные дистанции. По его словам, это случилось не потому, что обрел прекрасную физическую форму, а потому, что был решителен, а научился подобной решительности во время тренировок – это очень помогло достижению успеха в будущем. После получения среднего образования он провел один год в школе искусств Баема Шоу (Byam Shaw School of Art), той, что теперь стал Центральным колледжем искусств и дизайна Святого Мартина (Central Saint Martins College of Art and Design).

Далее, прежде чем он увлечется инженерным мастерством, 5 лет (1966–1970) были посвящены им изучению мебели и интерьера в Королевском колледже искусств (Royal College of Art).

В 1968 г. Джеймс Дайсон обручился с Дайдрой Хиндмарш (Deirdre Hindmarsh). Ее жалованье преподавателя искусств очень помогало ему в период разработки в дальнейшем популярных приборов. У пары было трое детей: Эмили (Emily), Джейкоб (Jacob) и Сэм (Sam).

Творчество

Джеймс Дайсон не раз громко заявит о себе в будущем. Среди же первых его изобретений значится Морской грузовик (Sea Truck), который был запущен в производство в 1970 г., когда он еще обучался в Колледже искусств.

Общие его продажи в перспективе принесут ему сумму $500 млн. Следующим его продуктом стала новая версия обычной тачки, если так можно выразиться — – «шаротачка».

Она представляет собой модифицированную версию тачки на колесе (wheelbarrow), в которой вместо последнего используется шар.
Идея его применения осталась с ним и когда он разрабатывал троллейбол (trolleyball) – маленький механический тягач для спуска небольших суденышек на воду.

А вскоре за этим он создал колесную лодку (wheelboat), способную перемещаться как по воде, так и по суше со скоростью до 65 км/ч.

Одним из известнейших его изобретений стал Двойной Циклон – беспакетный вакуумный пылесос, который работает на основе принципа циклонической сепарации.

Технология

Циклон-технология работает за счет создания центробежного разделения воздуха и его примесей, при этом поток вовлекается в высокоскоростное вращение. Пыль и грязь выбрасываются из него и собираются в контейнере наподобие простого мусорного ведра — не в фильтре или пакете.

В вакуумной камере создаются два центробежных воздушных потока. В верхней части вакуумной камеры в 7 воронкообразных каналах циклоны вынуждены вращаться по большей, чем начальная, кривизне, создавая еще большую центробежную силу. Это, в свою очередь, дает возможность надежно захватывать мелкие частицы до того как воздух будет изгнан из прибора.

Мощная всасывающая сила позволяет пылесосу втягивать и большие куски грязи, и всевозможные обломки. Специальная защита затем фильтрует пух и прочий мусор. Быстро движущийся воздух подхватывает маленькие частицы и несет их в конусы, где грязный воздух разгоняется до 1 400 км/ч, вращаясь со скоростью более 300 000 оборотов в минуту. В результате центробежная сила составляет до 200 000 g! Эффективность такова, что частицы сигаретного дыма отделяются от воздуха уже в узком начальном кончике конуса и далее отправляются в контейнер.

Эволюция идеи

Мысль создать пылесос по такой технологии возникла у Дайсона в конце 1970-х. Его цель — пылесос, который не будет терять мощность всасывания по мере накопления грязи. Первая разработка, Хувер Младший (Hoover Junior), расстроила его, т.к. с увеличением количества собранной пыли эффективность все-таки снижалась. Но вскоре воздушные фильтры помещений по производству «шаротачек» навели его на мысль о циклонном принципе — и после пяти лет «просиживания» на шее супруги и изготовления более 5 100 пробных моделей в 1983 г. Дайсон завершил создание Джи-Форс (G-Force).

К сожалению, ни один спонсор и производитель не взялись за выпуск этого пылесоса в пределах Великобритании, т.к., как ни грустно звучит, это могло сильно навредить рынку мусорных пакетов. Потому изобретатель организовал продажи в Японии посредством каталогов.

Стоимость окончательного варианта устройства, выполненного в приятных светло-розовых тонах, составляла примерно £2 000. Оно было «на ура» принято покупателями: продукт получил в Японии в 1991 г. Международный дизайнерский приз. Свой первый американский патент Дайсон получил в 1986 г.
Неудача из-за отказа крупных дельцов подвигла Джеймса Дайсона к открытию своего личного производства и на родине. В июне 1993 г. в Малмсбери, что в Уилтшире (Malmesbury, Wiltshire), изобретатель создает собственный исследовательский центр. В этот период его устройство превосходит по продажам приборы компаний, некогда отвергших его предложение, и принадлежащий ему брэнд становится одним из самых популярных в Объединенном Королевстве. В начале 2005 г. в прессе сообщалось, что пылесос Дайсона не по количеству проданных единиц, но по обороту стал лидером рынка в США.

А с учетом того, что американский рынок знаком с продукцией изобретателя только начиная с модели Root Cyclone (что-то вроде Основного циклона) и на нем не были представлены Dual Cyclone DC с первого по пятое поколение, это быстрый и ошеломительный успех. Кстати Dual Cyclone стал пылесосом, который продавался в Великобритании быстрей, чем любой другой, когда либо созданный – настоящий vacuum cleaner!.
После успеха упомянутых моделей ученые исследовательского центра решили, что способны создать еще более мощный пылесос… И это было достигнуто за счет добавления еще одного быстрого пылеуловителя меньшего диаметра для увеличения центробежной силы. Это привело к повышению эффективности на 45%, чем у Двойного Циклона и удалению большего количества пыли за счет разделения воздуха на 8 отдельных циклонов – так появился Root 8 Cyclone.

Данное творение Дайсона, через 10 лет после первого определяющего открытия, прокатилось рекламным циклоном по многим телеканалам. Маркетинговая кампания смогла убедить многих зрителей в полном отсутствии необходимости заменяемых мусорных пакетов, объем рынка которых на тот момент составлял £100 млн. Слоган «скажите пакетам «прощай» стал значительно более привлекательным для покупателей, чем ранее провозглашаемое более эффективное всасывание пыли. Что иронично, в дизайне пылесосов до изобретения Циклона возможность смены пакетов была ошеломляюще успешным нововведением.

Вслед за успехом Дайсона многие производители устремились за прибылью, начав создавать свои варианты вакуумных пылесосов. Не обошлось и без плагиата: против Hoover UK Дайсон выступил в суде, обвинив их в нарушении патентных прав – его компенсация составила $5 млн.
В 2005 году конструктор добавил в свой пылесос разработанный для тачки шар, создав более маневренную модель Шар Дайсона (Dyson Ball).

Изобретатель задумал в 2000 г. создание стиральной машины, основанной на двух, вращающихся в разных направлениях барабанах. Но это творение не нашло отклика среди потребителей и было очень скоро забыто.

В 2006 г. была успешно разработана гигиеническая сушка для рук Воздушное лезвие Дайсона (Dyson Airblade).

Воздух в ней подается со скоростью 400 миль в час через отверстия в 0,3 мм. В результате мощная струя воздуха срабатывает как невидимое полотенце, удаляющее влагу с рук.

Настоящее

Уже по достижении успеха чета Дайсон стали владельцами Додингтон парк – 300-акрового георгианского имения в графстве Глаусстершир (Gloucestershire) стоимостью £15 млн. Супруги также приобрели замок во Франции за $3 млн. и большой дом в Челси в Лондоне.
Дайсон успел побывать на посту главы совета поручителей Музея дизайна – первого в мире учреждения, где представляются некогда созданные оригинальные предметы. В 2004 г. в сентябре он покинул этот пост.
В 1997 году Джеймс Дайсон стал обладателем Приза дизайнеров Принца Филиппа. В 2005 г. он избран членом Королевской академии инженерного искусства (Royal Academy of Engineering).

Декабрь 2006 г. ознаменовался для него посвящением в рыцари Королевой Англии.

Сегодня стоимость созданной Джеймсом Дайсоном империи оценивается в $1,1 млрд. Его производство работает не только в Объединенном королевстве, но и в Малайзии, а свои необычные, интересные исследования глава компании Dyson по-прежнему проводит на родине в Англии.

Related posts

One Thought to “Джеймс Дайсон — человек и пылесос”

  1. Oleg Chernenko

    Dear Sirs! I want to offer my invention that will improve and develop your products (vacuums, fan, hair dryer, etc.). I beg to report E-mail James Dyson to send information about my invention.

Leave a Comment